"Человек не птица" крыльев не имат, аще же приставить себе аки крылья деревянные - против естества творит. То не Божье дело, а от нечистой силы. За сие дружество с нечистой силой отрубить выдумщику голову."
Иван IV Грозный
Сайт посвящён авиации и в первую очередь её истории. Здесь можно найти информацию обо всех наиболее значимых событиях в истории авиации - о пути, пройденном авиацией - от первых опытов с воздушными шарами, до испытаний современных опытных образцов авиационной техники.

> Sky pioneers - история авиации > США

 

Дания
Франция
Германия
Испания
Италия
Канада
Россия/СССР
Румыния
США
Великобритания
 

США

Первая в мире авиалиния, использующая самолеты
Первый автопилот
Первый самолет К/ВВП с отклоненим потока винта (Deflected Slipstream)
Первая успешная дозаправка самолёта топливом в полёте
Первый самолет ДРЛО
Первая цифровая ЭДСУ
Первый самолет К/ВВП по схеме с эжектором (Ejector)
Первый самолет К/ВВП по схеме с подъемными вентиляторами (Fan)
Первый самолет К/ВВП с взлетом/посадкой в вертикальном положении (Tail Sitter)
Первый кругосветный перелёт
Первый боевой лазер
Первый кругосветный перелёт на вертолёте
Первый полет на самолете
Первая посадка на палубу корабля
Синхронный бомбовый прицел
Радиопередача с самолёта на землю
Первый самолет К/ВВП с поворотными пропеллерами в кольцевых каналах (Tilt ducts)
Первый самолет К/ВВП с поворотной осью/ротором и неподвижной силовой установкой, вращающей пропеллеры (Tilt Prop
Первый самолет К/ВВП с поворотным ротором (Tilt Rotor)
Первый самолет К/ВВП с поворотной осью/ротором и неподвижной силовой установкой (Tilt Shaft/Rotor)
Первый самолет К/ВВП с поворотным крылом (Tilt Wings)
Первый самолет К/ВВП по схеме с двигателями на роторе (Tip Jets)
Первый самолет К/ВВП с управлемым вектором тяги (Vectored Thrust)
Первый военно-транспортный самолет короткого взлета и посадки
Первый воздушно-космический самоле
Первый взлет с корабля

Первый самолет К/ВВП с управлемым вектором тяги (Vectored Thrust)

Первый самолет К/ВВП с управлемым вектором тяги (Vectored Thrust)

17.2.1957 г., США.

Основные параметры схемы:


* Реактивная струя турбореактивного двигателя отклоняется вниз для создание подъемной силы.

Первым самолетом схемы был Bell X–14 (США), взлетевший 17 февраля 1957 года. Это был чисто экспериментальный самолет; он был создан на основе существующих компонет — использовался фюзеляж тренировочного Beech T–34 и крылья от Beech Bonanza. Два турбореактивных Viper ASV8 были установленны в носовой части самолета, реактивная струя от них отклонялась системой дефлекторов. Часть воздуха от двигателей направляляась в управляющие сопла на концах крыльев и в хвосте для управления в режиме висения. 24 мая 1958 года самолет выполнил первый переход от висения к горизонтальному полету. Отсутствие катапультируемого кресла ограничивало возможности испытателей только самыми малыми и самыми большими высотами. В 1960 году на самолете были установлены более мощные двигатели GE J85, и самолет был передан в НАСА для продолжения испытаний. На Bell X–14 были выявлены проблемы, ставшие классическими для всех самолетов подобной схемы, в первую очередь падение тяги от попадания выхлопа повторно в двигатели. На Bell X–14 с этим боролись удлиняя стойки шасси, но, очевидно, это не могло полностью решить проблему. Самолет интенсивно испытывался, став одним из наиболее важных самолетов для отработки концепции вертикального взлета. X–14 использовался также для тренировки астронавтов, готовившихся к посадке на Луну, в частности на нем летал Нейл Армстронг; также на X–14 тренировались британские летчики–испытатели перед началом программы Hawker P.1127 Kestrel. Сейчас самолет находится в экспозиции музея авиации Армии США, штат Алабама

Hawker P.1127 Kestrel, второй самолет схемы и первый, создававшийся как прототип боевого самолета, был разработан компанией Hawker (Британия). Первое висение самолет совершил 19 ноября 1960 года. 7 июля 1962 года самолет выполнил нормальный полет, а 12 сентября 1962 года первый полет полного цикла с переходом от висения в горизонтальный полет и обратно. В 1962 году была образована трехстороння программа с участием Британии, США и Германии, профинансировавшая постройку девяти самолетов с новым двигателем Pegasus 5.

Двигатель Pegasus, созданный двигателестроительным подразделением компании Роллс–Ройс, был лучшим образцом, ставшим эталоном на более чем 40 лет. Это компактный, мощный двухконтурный двигатель с высокой степенью двухконтурности, имеющий четыре отклоняемых сопла, которые обеспечивают изменение вектора тяги. Часть воздуха от компрессора отбирается для управления самолетом в режиме висения с помощью реактивных сопел на крыльях и в хвостовой части. Собственно, самолет создавался вокруг двигателя. Испытатели столкнулись с аналогичными проблемами, что и на Bell X–14, но двухконтурный Pegasus легче справлялся с подсосом выхлопа, чем однокунтурные двигатели на X–14 и Як–36. Проблему подсоса выхлопа при висении удалось полностью решить, применяя взлет и посадку с небольшим поступательным движением. В целом испытания показали возможность создания полноценного боевого самолета вертикального взлета и посадки.

Третьим самолетом схемы был Як–36 (СССР), испытания которого начались 9 января 1963 года. Разработка самолета началась под влиянием полетов Short SC.1, увиденных Яковлевым на авиасалоне в Барнборо в 1960 году. В отличие от Великобритании, в СССР не было специализированого двигателя для самолетов КВВП, подобного Pegasus, и его разработка не планировалась. Поэтому самолет создавался как чисто экспериментальный, для отработки концепции и демонстрации возможностей потенциальным военным заказчикам. На нем установили два модифицированных двигателя Туманского Р–27–300 с косыми соплами, отклонявшимися на 70 градусов. Было построено два экземпляра, испытывавшхся до конца 60–х. По результатам испытаний было решено создавать боевой самолет по схеме с раздельными подъемными и подъемно–маршевыми двигателями.

Первым серийным боевым самолетом стал British Aerospace Harrier. Являясь развитием экспериментального Hawker Kestrel, Харриер почти полностью повторял его схему. 31 августа 1966 года взлетел первый серийный самолет, а 1 апреля 1969 года Харриер поступил на вооружение ВВС Великобритании. Для производства самолетов для корпуса морской пехоты США компания McDonnel Douglas купила лицензию и модернизировала оригинальную конструкцию, установив более мощный двигатель и новое композитное крыло (AV–8A Harrier). В 1974 году McDonnel Douglas начала разработку более совершенного AV–8B Harrier II. В 1978 году в Великобритании после принятия решения о списании больших авианосцев началась разработка морского варианта самолета — Sea Harrier, предназначенного для нового поколения авианосцев. Самолет состоит на вооружении шести стран. На сегодняшний день это единственный боевой самолет КВВП на вооружении.

Четвертый самолетом схемы был Boeing X–32B, созданным в рамках конкурса на создание единого ударного истребителя для ВВС, флота и корпуса морской пехоты — JSF (Joint Strike Fighter). В качестве силовой установки использовался Pratt&Whitney F119 с разработанными компанией Роллс–Ройс поворотными соплами. В 2001 году самолет соврешил первый полет. По результатам конкурса Boeing X–32 проиграл прототипу JSF компании Lockheed Martin X–35 •



Если авиация является Вашим призванием, то одно из главных условий - хорошее зрение. Записавшись на консультацию окулиста, Вы сможете определить текущую остроту зрения, а также предотвратить возможное развитие близорукости. Не оставляйте Ваши мечты позади!

Ваше мнение!