"Человек не птица" крыльев не имат, аще же приставить себе аки крылья деревянные - против естества творит. То не Божье дело, а от нечистой силы. За сие дружество с нечистой силой отрубить выдумщику голову."
Иван IV Грозный
Сайт посвящён авиации и в первую очередь её истории. Здесь можно найти информацию обо всех наиболее значимых событиях в истории авиации - о пути, пройденном авиацией - от первых опытов с воздушными шарами, до испытаний современных опытных образцов авиационной техники.

> Sky pioneers - история авиации > США

 

Дания
Франция
Германия
Испания
Италия
Канада
Россия/СССР
Румыния
США
Великобритания
 

США

Первая в мире авиалиния, использующая самолеты
Первый автопилот
Первый самолет К/ВВП с отклоненим потока винта (Deflected Slipstream)
Первая успешная дозаправка самолёта топливом в полёте
Первый самолет ДРЛО
Первая цифровая ЭДСУ
Первый самолет К/ВВП по схеме с эжектором (Ejector)
Первый самолет К/ВВП по схеме с подъемными вентиляторами (Fan)
Первый самолет К/ВВП с взлетом/посадкой в вертикальном положении (Tail Sitter)
Первый кругосветный перелёт
Первый боевой лазер
Первый кругосветный перелёт на вертолёте
Первый полет на самолете
Первая посадка на палубу корабля
Синхронный бомбовый прицел
Радиопередача с самолёта на землю
Первый самолет К/ВВП с поворотными пропеллерами в кольцевых каналах (Tilt ducts)
Первый самолет К/ВВП с поворотной осью/ротором и неподвижной силовой установкой, вращающей пропеллеры (Tilt Prop
Первый самолет К/ВВП с поворотным ротором (Tilt Rotor)
Первый самолет К/ВВП с поворотной осью/ротором и неподвижной силовой установкой (Tilt Shaft/Rotor)
Первый самолет К/ВВП с поворотным крылом (Tilt Wings)
Первый самолет К/ВВП по схеме с двигателями на роторе (Tip Jets)
Первый самолет К/ВВП с управлемым вектором тяги (Vectored Thrust)
Первый военно-транспортный самолет короткого взлета и посадки
Первый воздушно-космический самоле
Первый взлет с корабля

Первый военно-транспортный самолет короткого взлета и посадки

Первый военно-транспортный самолет короткого взлета и посадки

9.8.1976 г., США.

Программа по обновлению парка транспортной авиации, предложенная в 1963 году, и известная как Project Forecast, предусматривала создание CX Heavy Logistics Support Aircraft, ставший впоследствии C–5A, и самолета STOVL (Short/Vertical Takeoff and Landing) для замены C–130. Проект STOVL был исключительно амбициозным, дорогим и технически рискованным мероприятием. В 1970 году под давлением заместителя министра обороны Девида Паккарда требования по STOVL были сокращены. Также в 1970 году ВВС представили запрос Тактического Авиационного Командования на «немедленную разработку самолета короткого взлета и посадки (STOL) с большей грузоподъемностью и эксплуатационными характеристиками, чем у C–130». В Air Force System Command, в свою очередь, выдвинул предложение по разработке Advanced Medium STOL Transport (AMST).

В 1972 году ВВС официально выдвинули запрос на предложения (RFP, Request For Proposal, часть конкурсной системы, при которой промышленность предлагает свои проекты в ответ на опубликованную спецификацию.) Особое значение придавалось использованию передовых технологий и возможность работы с полосы длинной 2000 футов.

В 1973 году на основании предложенных проектов Боинг и Дуглас получили контракты на создание и проведение испытательной программы двух прототипов каждый. Оба проекта были разработаны на основании единой спецификации и оба основывались на использовании эффекта Коанда для увеличения подъемной силы.

Боинг YC–14 использовал два двигателя GE F103/F1A (CF6–50D), установленных впереди над крылом, т.о. чтобы поток обтекал крыло сверху, и, на основании эффекта Коанда, прилипая к поверхности закрылков, создавал дополнительную подъемную силу. Самолет впервые поднялся в воздух 9 августа 1976 года и проходил испытания до конца лета 1977 года, продемонстрировав отличные взлетно–посадочные характеристики.

Макдоннел Дуглас в своем YC–15 использовал концепцию EBF (Externally Blown Up Flap), основанной на использовании мощной системы двухщелевых закрылков, которые при выпуске увеличивали ширину крыла на 75 процентов. Джон Кембел из лаборатории им. Лэнгли предложил эту концепцию в середине 50–х годов как относительно недорогой путь увеличения подъемной силы на небольших скоростях. Установленные под крылом двигатели дули в выпущенные закрылки, что давало значительную подъемную силу даже на околонулевых скоростях. Проблему представляла большая температура, действовавшая на закрылки, что требовало применения новых конструкционных материалов и конструктивных решений; использование двухконтурных двигателей, у которых температура на выходе ниже, также облегчило решение проблемы. Также проблемой была управляемость такой системы на малых скоростях.

YC–15 был первым военным транспортным самолетом, на котором использовалось крыло с суперкритическим профилем, разработанным доктором Ричардом Уиткомбом, что увеличило дальность, крейсерскую скорость и топливную эффективность. В ходе испытаний, начавшихся 26 августа 1975 года YC–15 продемонстрировал исключительные взлетно–посадочные характеристики, демонстрируя посадочную скорость в 98 миль в час и пробег менее 2000 футов при посадочном весе в 150000 фунтов.

Несмотря на то, что оба прототипа удовлетворяли предъявленной спецификации, программа AMST была закрыта в 1979 году по причине недостатка средств при резком росте стоимости самолетов. В 1970 году предполагалась цена на экземпляр в 5 млн. долларов, в 1977 году она выросла более чем вдвое и достигла 20 млн. в 1982 году. Для тактического самолета это было слишком много. Так закончилась одна из самых масштабных программ в истории транспортной авиации.

Однако история имела продолжение. В ноябре 1979 года министр обороны Гарольд Браун пришел к необходимости начать разработку нового стратегического транспортного самолета, обладающего способностью выполнять также тактические задачи. При разработке проекта C–X (Cargo Transport Aircraft–Experimental), ставшего в результате C–17, использовался опыт создания YC–15, а один из прототипов, простоявший на базе хранения более 17 лет, в 1997 году был использован в качестве летающей лаборатории, что позволило значительно сократить время и затраты на разработку нового самолета.


* Япония проводила работы в области транспортных самолетов STOL начиная с 1977 года. Программа „Quiet STOL“ проводилась Национальной Аэрокосмической Лабораторией (NAL) совместно с Агенством по Науке и Технологиям (STA) Японии. Самолет был создан по схеме USB (Upper Surface Blowing), подобной схеме YC–14, на основе транспортного Kawasaki C–1 с прицелом на использование в густозаселенных районах и с небольшими аэродромами и получил название ASKA. Летные испытания начались в октябре 1985–го и продолжались до марта 1989 года. В ходе испытаний обнаружились проблемы, связанные с влиянием земли и большой чуствительностью к порывам ветра на взлетно–посадочных режимах. В испытаниях участвовали пилоты и инженеры NASA, имевшие опыт проведения программы QSRA.
* Советский Ан–72 стал первым серийным транспортным самолетом короткого взлета и посадки. После начала программы AMST в конструкторском бюро Антонова начались работы по созданию экпериментального самолета, использующего эффект Коанда для повышения взлетно–посадочных характеристик. В целом конструкция подобна YC–14, но, в отличие от американского самолета, он создавался исключительно как демонстратор технологий без расчета на последующее серийное производство. По результатам испытаний, начавшихся первым полетом 31 августа 1977 года, военные, впечатленные характеристиками потребовали организовать производство самолетов, которые были востребованы в Афганистане. Ряд проблем с управляемостью и организационных затянули начало серийного производства на Харьковском авиационном заводе до 1985 года. В целом самолет, создававшийся как экспериментальный, имел множество недостатков, ограничивавших его эксплуатацию. В первую очередь это несоответсвие реальной грузоподьемности и объема грузовой кабины, которая позволяла реализовать максимальную нагрузку только компактными тяжелыми грузами (как правило военными), а также, связанную с развалом СССР общую недоведенность оборудования. Это вызвало серию модернизаций, сводящихся в целом, к удлинению грузовой кабины и усилению крыла. Несмотря на все это Ан–72(74) — уникальный самолет, единственный в мире серийный STOL транспорт. Выпущено около 200 самолетов разных модификаций, в том числе патрульный, ДРЛО, конвертируемые варианты. Производство продолжается до сих пор •



Если авиация является Вашим призванием, то одно из главных условий - хорошее зрение. Записавшись на консультацию окулиста, Вы сможете определить текущую остроту зрения, а также предотвратить возможное развитие близорукости. Не оставляйте Ваши мечты позади!

Ваше мнение!